Обрезиненный клин в чугунной задвижке – назначение, особенности, характеристики
Задвижка с обрезиненным клином относится к запорной арматуре и применяется для перекрывания потока транспортируемой среды. Она отличается высокими показателями герметичности и востребована в трубопроводах разного назначения.

Назначение задвижек

Чугунная задвижка — важный конструктивный элемент, который позволяет оперативно перекрывать среду, перемещаемую по трубопроводам, и препятствует появлению протечек. Она востребована в следующих инженерных сетях:
- отопления;
- водоотведения и канализации;
- вентиляции;
- холодного и горячего водоснабжения.
Кроме того, задвижки используют при организации систем пожаротушения и охлаждения. Их популярность обусловлена малой строительной длиной и простой конструкцией. К другим преимуществам запорной арматуры относятся возможность применения в сооружениях с газообразной и жидкой средой, в том числе и с повышенной вязкостью. Задвижки могут устанавливаться на магистралях, которые пролегают под землей или прокладывают по ее поверхности. Они относятся к полнопроходным устройствам, имеют гладкую внутреннюю поверхность и подбираются в соответствии с сечением трубопровода в месте установки.
Чугунная задвижка с обрезиненным клином отличается небольшой трудоемкостью обслуживания. Она устойчива к появлению коррозии и механическим воздействиям. Среди недостатков задвижек с клином можно выделить длительность открывания и закрывания, а также значительную строительную высоту. Ее величина указывается при двух положениях клина и отражается в паспорте запорной арматуры.
Совет! Чтобы упростить управление чугунными задвижками, которые имеют большой диаметр, используют электрический или пневматический привод.
Нюансы чугунных задвижек

Задвижка состоит из прочного корпуса. Сырьем для его изготовления служит специальный чугун, который устойчив к механическим повреждениям. Помимо корпуса конструкция чугунной задвижки включает:
- элемент в виде стального диска, покрытого резиной, выполняющего функции запорного устройства;
- шпиндель с Т-образным торцом, который соединяет клин с узлом управления;
- крышку с уплотнением.
Обрезиненное покрытие запирающего элемента выполняет функции дополнительной защиты металла от появления коррозии и предохраняет от попадания различных загрязнений внутрь трубопроводных магистралей. Благодаря упругости оно обеспечивает высокий уровень герметичности задвижки с обрезиненным клином, поэтому ее используют на ответственных участках трубопроводов разного назначения.
Крышка задвижек присоединяется к корпусу с помощью болтов. Чтобы исключить протекание перемещаемой по магистралям среды, используют дополнительное уплотнение. Оно выполняется в виде профильной прокладки из резины и располагается между чугунным корпусом и крышкой и захватывает месторасположение крепежных элементов.
Для управления задвижкой служит узел, который монтируется на вертикальном патрубке, а сверху к нему крепится крышка с уплотнениями. Открытие и закрытие происходит за счет поднятия и опускания обрезиненного клина задвижки, соединенного со шпинделем.
В движение шпиндель и запирающий клиновый элемент приводятся с помощью:
- маховика;
- редуктора;
- электропривода.
Оснащение запорной арматуры электрическим приводом упрощает ее эксплуатацию и сокращает время открывания и закрывания, а также позволяет управлять оборудованием на расстоянии. Перекрывание потока рабочей среды в трубопроводе осуществляется с помощью пульта, предназначенного для контроля работы магистралей. Благодаря минимальному периоду реагирования на управляющий сигнал задвижки с электрическим приводом востребованы на ответственных участках трубопроводов.
Совет! В труднодоступных местах трубопроводных магистралей желательно устанавливать задвижки с электрическим приводом, позволяющим управлять движением запирающего элемента дистанционно.
Способы соединения

Для фиксации задвижек чугунных с обрезиненным клином в магистралях, по которым перемещается газообразная или жидкая среда, используют фланцевое соединение. Для этого с торцов запорных устройств имеются фланцы, выполненные в виде плоского кольца с отверстиями для крепежных элементов.
Фланцевое соединение обеспечивает:
- продолжительный срок эксплуатации узла;
- возможность неоднократного демонтажа фланцевых клиновых задвижек для проведения профилактических или ремонтных работ;
- надежную фиксацию с трубопроводом;
- отсутствие изменений соединительных элементов при установке, позволяющее избежать появления коррозии и разрушения фланцев и арматуры.
Чтобы исключить разгерметизацию соединений, выполненных с помощью фланцев, следует заменять своевременно прокладки и подтягивать фиксирующий крепеж.
Технические параметры задвижек
Задвижки из чугуна с обрезиненным клином представлены множеством моделей с разными характеристиками и особенностями конструкции. К типовым параметрам относятся:
- функционирование при температуре транспортируемой среды в пределах от +5 °C до +225 °C;
- размер условного прохода, который у популярных моделей чугунных фланцевых задвижек варьируется от 40 до 800 мм;
- продолжительный срок эксплуатации, составляющий не менее 10-15 лет, а корпус сохраняет свои свойства в течение 50 лет;
- высокий уровень герметичности, достигаемый благодаря обрезиненному клину и обеспечивающий отсутствие видимых протечек при визуальном наблюдении.
Чтобы достичь положения «закрыто» маховик стандартных задвижек поворачивают в сторону перемещения часовой стрелки. Возможно также изготовление изделий с противоположным направлением движения.
Для чугунных задвижек с обрезиненным клином характерно следующее:
- высокие показатели износостойкости, которые обеспечиваются за счет технологичной формы и сокращения крутящего момента;
- специальное исполнение запирающего клина с покрытием из резины, способствующее плавному закрыванию и открыванию и позволяющее уменьшить прилагаемые усилия;
- наличие на наружной и внутренней поверхности задвижек защитного эпоксидного покрытия, предохраняющего от негативных воздействий и продлевающего срок службы изделий;
- использование для запирающего элемента резины с хорошими эластичными и уплотнительными свойствами, благодаря чему обеспечивается бесперебойное функционирование системы;
- низкая вероятность заклинивания запирающей детали в процессе работы при перепадах температуры.
Механизм открывания и закрывания задвижек с обрезиненным клином рассчитан на 1000 циклов бесперебойного функционирования.
Совет! Чугунные задвижки представлены несколькими группами, каждая из которых рассчитана на определенную величину давления в трубопроводе. Принадлежность задвижки можно определить по форме корпуса: плоские изделия используют в коммуникациях с низким давлением, овальные — со средним, а модели шарообразной формы — с высоким.
Правила маркировки задвижек

Маркировка задвижек чугунных с обрезиненным клином проводится согласно ГОСТ 52760-2007 и специальным таблицам, где указаны обозначения конструктивных особенностей запорной арматуры. Информация наносится на переднюю или заднюю поверхность корпуса и включает следующие данные:
- наименование изготовителя;
- величину номинального давления;
- размер условного прохода;
- климатическое исполнение задвижки;
- наличие и тип привода.
Кроме того, маркировка позволяет узнать вид материалов, которые применялись для изготовления корпуса и клина.
Совет! При выборе задвижек с клином из резины нужно учитывать характеристики среды, которая перемещается по трубопроводам, и условия эксплуатации.
Старый Оскол:
- Телефон: +7 (4725) 46-93-70, 46-94-70
- E-mail: zavod@saz-avangard.ru, tpa@saz-avangard.ru
- Адрес: Котел, Промузел, площадка «Монтажная», проезд Ш-6, стр. 19
- Часы работы: С пн. по пт.: с 8:00 до 17:00, пятница - сокращенный день на 1 час.
Москва:
- Телефон: +7 (495) 229-45-77, 648-91-91
- E-mail: sales@saz-avangard.ru
- Часы работы: С пн. по пт.: с 9:00 до 18:00, пятница - сокращенный день на 1 час.
Казань:
- Телефон: +7 (843) 533-16-67, 570-00-47
- E-mail: kazan@saz-avangard.ru
- Часы работы: С пн. по пт.: с 8:00 до 17:00, пятница - сокращенный день на 1 час.